-–убрики

 -ѕоиск по дневнику

ѕоиск сообщений в fljuida

 -ѕодписка по e-mail

 

 -—татистика

—татистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
—оздан: 01.05.2011
«аписей: 11442
 омментариев: 66864
Ќаписано: 88858

"ƒорого €ичко к ’ристову дню"...

¬оскресенье, 22 январ€ 2012 г. 01:01 + в цитатник

 

"ƒорого €ичко к ’ристову дню"...

 

“ƒорого €ичко к ’ристову дню" – так гласит известна€ русска€ пословица.

 

 

 

ѕасхальные €йца €вл€ютс€ атрибутом одного из главных религиозных праздников христиан - дн€ поминовени€ "чудесного ¬оскресени€" расп€того на кресте »исуса ’риста. ѕо древнему церковному преданию, первое пасхальное €йцо —в€та€ равноапостольна€ ћари€ ћагдалина преподнесла римскому императору “иберию. ¬скоре по вознесении ’риста —пасител€ на небо ћари€ ћагдалина €вилась дл€ ≈вангельской проповеди в –им. ¬ те времена было прин€то, приход€ к императору, подносить ему подарки. —осто€тельные приносили драгоценности, а бедные люди то, что могли. ѕоэтому ћари€ ћагдалина, не имевша€ ничего, кроме веры в »исуса, прот€нула императору “иберию куриное €йцо с возгласом: "’ристос ¬оскресе!". »мператор, усомнившись в сказанном, заметил, что никто не может воскреснуть из мертвых и в это так же трудно поверить, как в то, что белое €йцо может стать красным. “иберий не успел договорить эти слова, а €йцо стало превращатьс€ из белого в €рко-красное. ѕредание способствовало тому, что обычай этот прижилс€.  рашеные €йца у носителей веры во ’риста всегда служили символом ¬оскресени€ »исуса, а с ним и очищени€ во им€ новой лучшей жизни.  расна€ окраска €иц символизировала кровь ’риста и одновременно служила символом ¬оскресени€. » если человек живет по христианским заповед€м, он приобщаетс€ к искупительным заслугам —пасител€ и к новой жизни. —читалось, что осв€щенное €йцо может потушить пожар, с его помощью искали пропавшую или заблудившуюс€ в лесу корову, €йцом проводили по хребту скотины, чтобы она не болела и шерсть у нее была гладкой. — €йца умывались, им гладили по лицу, чтобы быть красивым и рум€ным. —корлупу и крошки от разговени€ смешивали с зернами дл€ посева, ими же посыпали могилы усопших родственников.

 

 

 

 

—имволом ѕасхи (“ѕраздника желтого цвета”, как его еще называют в ≈вропе) давным-давно стало €йцо. ѕочему? ¬озможно, по причине весьма прозаической.  ак утверждает одна из версий, поскольку во врем€ долгого поста куры продолжали нестись и диетпродукт мог испортитьс€, хоз€ева вс€чески старались приукрасить его, разрисовать позан€тнее, чтобы скормить членам семьи и гост€м как можно больше.

ƒар€ друг другу пасхальные €йца, христиане исповедуют веру в свое ¬оскресение. ≈сли бы не произошло ¬оскресени€ ’риста, то, как учит апостол ѕавел, нова€ вера не имела бы основани€ и цены, она была бы напрасной – "не спасительной и не спасающей нас". Ќо ’ристос воскрес, воскрес первым из рожденных на земле и этим €вил свою силу и Ѕожественную благодать. “ак свидетельствует библейска€ легенда.

 

 

 

 

Ќо почему именно €йцо стало одним из доказательств ¬оскресени€ —ына Ѕожьего? ¬ древности €йцу придавалось магическое значение. ¬ могилах, курганах, древних захоронени€х, относ€щихс€ к дохристианской эпохе, наход€т €йца как натуральные, так и выполненные из различных материалов (мрамор, глина и др.). ѕри раскопках в этрусских гробницах обнаружены резные и натуральные страусовые, куриные €йца, иногда даже раскрашенные. ¬се мифологии мира хран€т легенды, св€занные с €йцом как символом жизни, обновлени€, как источником происхождени€ всего, что существует в этом мире.

Ќапример, еще древние египт€не каждую весну, вместе с разливом Ќила, обменивались раскрашенными €йцами, подвешивали их в своих св€тилищах и храмах. ¬ египетской мифологии €йцо представл€ет потенциальную возможность жизни и бессмерти€ – сем€ быти€ и его тайну. яйцо – общечеловеческий символ сотворени€ мира и созидани€ – упоминаетс€ и в индийских “¬едах" (золотое €йцо, из которого вылупилс€ Ѕрама). ¬ »ндии все птицы, несущие €йца, именуютс€ “дважды рожденными", так как вылупливание из €йца означает второе рождение.

 

 

  

 

Ќа ¬остоке считалось, что было врем€, когда везде царил хаос, а находилс€ этот хаос в огромном €йце, в котором были скрыты все формы жизни. —корлупу согревал огонь, дава€ €йцу тепло творени€. Ѕлагодар€ этому божественному огню и по€вилось из €йца мифическое существо - ѕану. ¬се невесомое стало Ќебом, а все плотное - землей. ѕану соединил Ќебо с «емлей, создал ветер, пространство, облака, гром, молнию. „тобы нагреть по€вившуюс€ землю, ѕану дал ей —олнце, а чтобы напомнить о холоде - Ћуну. Ѕлагодар€ ѕану —олнце согрело землю, засветила Ћуна, родились планеты и звезды.

 

 

  

 

— древности €йцо служило символом весеннего солнца, несущего с собой жизнь, радость, тепло, свет, возрождение природы, избавление от оков мороза и снега, - иными словами, перехода из небыти€ в бытие.  огда-то было прин€то подносить €йцо как простой малый дар €зыческим богам, дарить €йца друзь€м и благодетел€м в первый день Ќового года и в день рождени€. Ѕогатые, состо€тельные люди вместо окрашенных куриных €иц зачастую подносили золотые или позолоченные €йца, символизировавшие солнце. ” древних римл€н был обычай в начале праздничной трапезы съедать печеное €йцо - это символически св€зывалось с успешным зачином нового дела. »нтересно, что €йцом всм€тку начинали день и русские помещики XVIII века – считалось, что жидкий желток на завтрак способствует хорошему усваиванию остальной пищи в течение дн€, “смазывает” желудок.

 

 

  

 

ƒл€ наших предков €йцо служило символом жизни. ¬ нем хранитс€ зародыш солнечной птицы – ѕетуха, будившего утро.

ѕьеро делла ‘ранческа в алтаре ћонте ‘ельтро (ћилан, Ѕрера, XV век) над ћадонной с младенцем изобразил €йцо страуса. «десь оно служит дополнительным атрибутом легенды о чудесном рождении Ѕогочеловека »исуса и указывает на мир, который покоитс€ на христианской вере. ¬изантийский богослов и философ »оанн ƒамаскин подчеркивал, что небо и земл€ во всем подобны €йцу: скорлупа - небо, плева - облака, белок - вода, а желток - земл€. »з мертвой материи €йца возникает жизнь, в нем заключаютс€ возможность, иде€, движение и развитие. ѕо предани€м, даже мертвым €йцо дает силу жизни, с помощью €йца они чувствуют дух жизни и обретают утраченные силы. Ѕытует первозданное поверье, что благодар€ чудодейственной силе €йца можно вступать в контакт с умершими, и они как бы оживают на врем€. ≈сли положить на могилу крашеное €йцо - первое из полученных на ѕасху, - покойник услышит все, что ему говор€т, то есть, как бы возвратитс€ к жизни и к тому, что радует или печалит живущего.

 

 

 

 

 

ѕравославна€ символика пасхального €йца своими корн€ми уходит в тыс€челетние традиции религий многих народов мира. ¬ то же врем€ в православии она получает существенное смысловое дополнение: €йцо в нем, прежде всего – это символ телесного воссоздани€ во ’ристе, символ ликующей радости ¬оскресени€ из мертвых, победы ∆изни над смертью. –усские народные предани€ повествуют о том, что в момент ¬оскресени€ ’ристова камни на √олгофе превратились в красные €йца. ѕравославна€ символика €йца имеет свои корни и в дохристианских веровани€х слав€н, которым издревле свойственен культ предков, почитание бессмертных душ умерших, которые считались личност€ми св€щенными.

 

 

 

 

ѕервое письменное свидетельство о крашеных €йцах на —в€тую ѕасху мы встречаем в рукописи, выполненной на пергаменте и относ€щейс€ к ’ веку, из библиотеки монастыр€ —в. јнастасии, что недалеко от ‘ессалоник в √реции. ¬ конце церковного устава, приведенного в рукописи, после молитв на ѕасху надлежало читать также молитву на благословение €иц, сыра, и игумен, целу€ братию, должен был раздавать им €йца со словами: "’ристос ¬оскресе!". ѕо рукописи "Ќомоканон ‘оти€" (XIII век), игумен может подвергнуть наказанию того монаха, который в день ѕасхи не ест красного €йца, ибо таковой противитс€ апостольским предани€м. “аким образом, обычай дарени€ €иц на ѕасху ведет свое начало еще от апостольских времен, когда ћари€ ћагдалина перва€ подала верующим пример этого радостного дароприношени€.

 

 

 

 

ѕразднование ѕасхи на –уси было введено в конце ’ века. ѕравославна€ ѕасха отмечаетс€ у нас в первый воскресный день, следующий за весенним равноденствием и мартовским полнолунием.

ѕасха на –уси сопровождалась и обр€дами, пришедшими из €зыческих времен, но теперь осв€щенными —ветом ’ристовым. Ёто - осв€щение куличей, изготовление сырной массы, крашение €иц... Ќа ѕасху в кадку с зерном пшеницы помещали €йцо и бер егли эти семена дл€ посева.

 

 

 

 

 

ѕасха совпадает со временем, когда весна вступает в свои права.   этому же дню в знак цветени€ издревле красили вареные €йца в разные цвета. Ёто были как бы цветы ярилы-Ѕога, их раскладывали на зеленой траве. «елень эту выращивали так: брали конопл€ную кудель, фибру, заматывали в них зерна, поливали на тарелке каждый день, и к ѕасхе они прорастали травой. Ќа нее клали €йца, приготовл€ли вс€кие €ства, смысл которых - ¬есна, “епло, ќгонь, ∆изнь, Ћюбовь.

Ќа –уси, по словам исследовател€ и собирател€ русских народных традиций ё. ѕ. ћиролюбова, ѕасха всегда имела универсальный, всеобъемлющий характер. ¬ этот день радовались всему: теплу, свету, небу, земле, родным, чужим... ѕраздник ¬оскресени€ ’риста - это и воскресение природы, обновление жизни. –усска€ весна отличаетс€ необыкновенной нежностью, теплом и посто€нством, а ѕасха - сама Ѕлагодать жизни. »бо смерти нет! ≈е попрал тот, кто воскрес из гроба на “ретий ƒень.

 

 

 

 

” каждого народа существуют свои праздники, но среди них есть праздник праздников, самый главный. “аким событием на –уси на прот€жении многих столетий была —в€та€ ѕасха. ÷ерковное торжество имеет поистине грандиозный характер. ÷ерковь постепенно готовитс€ к радости ¬оскресени€ ’ристова. ѕредпасхальна€ недел€ расписываетс€ по дн€м с нарастающим напр€жением религиозной жизни.

 

“олько успеет выгл€нуть весеннее солнышко, природа оживет, как все, "и млад и стар", готов€тс€ с радостию встретить "праздников праздник и торжество из торжеств" - ѕасху ’ристову, котора€ празднуетс€ не ранее 22 марта и не позднее 25 апрел€ (по старому календарю), в первый воскресный день, следующий за весенним равноденствием и мартовским полнолунием. ¬о многих местност€х –оссии день ¬оскресени€ ’ристова называетс€ великим днем, так как существует поверье, доказывающее величие и св€тость этого праздника, что после ¬оскресени€ ’ристова солнце не заходит в продолжение всей св€той недели, и день великого праздника, поэтому равн€етс€ семи обыкновенным дн€м. Ќочь великой субботы представл€ет чудное, величественное зрелище, как в столицах, так и всюду на –уси, где только есть православные храмы. —юда спешат через пол€, через луга, через леса, по тропинкам, по дорогам православные, и опоздалые попасть в переполненный уже народом храм располагаютс€ вокруг церквей в ожидании крестного хода. ¬ ћалороссии вокруг церквей развод€тс€ костры, в столицах все иллюминовано, а на вышке колоколен церквей блест€т зажженные факелы. Ќо вот раздалс€ первый благовест большого колокола, вс€ толпа всколыхнулась, зажглись в руках православных свечи, и показалось духовенство в светлых ризах с крестами, с хоругв€ми, с иконами, и голос церковного хора возвещает радость великую: "¬оскресение “вое, ’ристе —пасе, ангелы поют на небесах". ¬ Ќовгороде, после того, как, войд€ крестным ходом в северные двери и пройд€ против солнечного течени€, архиерей знаменовал корсунские врата кадилом и отвержал их крестом, певчие пели: "’ристос воскресе из мертвых, смертию на смерть наступи и гробным живот дарова", сохран€емое и доселе в церковном обиходе старообр€дцев. “очно так же, по старому уставу, по 3 песни канона протопоп читал толковое ≈вангелие, сам св€титель в алтаре во врем€ христосовани€ подходил к каждому св€щеннику; прикладывалс€ к иконам, которые они держали, лобызал их и давал по два €йца. ѕо выходе из алтар€ сам, в свою очередь, получал от бо€рина, властей и народа по €йцу.

 

 

 

 

¬ ћоскве торжественное Ѕогослужение в пасхальную ночь совершалось в ”спенском соборе, в присутствии цар€, придававшего своим величием внушительность и торжественность церковным обр€дам, в общем сходным с насто€щими. ” дверей собора приставлены были стрелецкие подполковники, которые об€заны были следить за тем, чтобы в собор проникали только те, кто был одет в золотные кафтаны. ѕосле хвалитных стихир государь прикладывалс€ к образам, подносимым ему духовенством, и творил целование в уста со старшими, а младших жаловал к руке и одел€л красными или золочеными €ичками, либо куриными и гусиными, либо дерев€нными, точеными, расписанными по золоту €ркими красками с изображением цветов, птиц и зверей. «атем к целованию царской руки подходили бо€ре по чинам, сначала старшие. ѕосле утрени √осударь шел в јрхангельский собор "христосоватьс€ с родител€ми", т.е. поклонитьс€ их праху. ¬ придворном Ѕлаговещенском соборе он христосовалс€ "в уста" со своим духовником и также жаловал его и прочих €йцами. –авным образом делал он то же и у себ€ наверху, т.е. во дворце, христосовалс€ с бо€рами, оставшимис€ "дл€ бережени€" царской семьи во врем€ государева выхода в соборы. ¬ золотой палате славили ’риста духовные власти особо, после чего царь шествовал поздравл€ть царицу с детьми. — ними обычно он слушал обедню в одной из дворцовых церквей, а к поздней обедне выходил в ”спенский собор во всех регали€х. ѕосле этой обедни всех придворных, не исключа€ вс€кого рода мастеров, осчастливливал царь своим высоким вниманием, допуска€ их к руке.

 

 

 

 

¬ первый же день св. ѕасхи царь отправл€лс€ по тюрьмам и, показыва€ собою лучший пример христианского смирени€ и милосерди€, сказывал заключенным: "’ристос воскрес и дл€ вас" и одар€л каждого либо новой шубкой, либо рубашкой и т.п. и присылал €ства дл€ разговени€: "лучшим по части жаркой, да им же и достальным всем по части вареной, по части баранье, по части ветчины; а каша из круп грешневых и пироги с €йцами или м€сом, что пристойнее. ƒа на человека же купить по хлебу да по калачу двуденежному". Ѕолее смирным и менее виновным преступникам давали по три чарки, а остальным по две, да по две и по одной кружке меду. ј в золотой палате ÷арицыной в это врем€ кормили нищую братию.

 

ќт новгородской и московской старины обратимс€ к насто€щему времени и бросим беглый взгл€д на празднование "велика дн€" на ћатушке-–уси. ѕри пении тропар€ просветимс€ торжеством, и друг друга обнимем, начинаетс€ троекратное лобызанье и приветствие друг друга словами "’ристос ¬оскресе" и ответным "¬оистину ¬оскресе", причем отдаривают друг друга €йцами, называемые в зависимости от способа окраски: расписные – “писанками", крашеные – “крашенками". ќтличие их в том, что дл€ крашенки использовали вареные €йца, которые потом съедались, а дл€ писанок – сырые и об€зательно оплодотворенные. ѕозднее по€вились €йца из дерева (их называли “€йчатами"), фарфора, серебра, с украшени€ми из эмали, бисера, драгоценных камней. —пособов окраски €иц множество, в них традиции переплетаютс€ с фантазией, выдумкой исполнителей. ќсобенным уважением пользуетс€ в народе пасхальное €йцо, полученное первым: оно обладает способностью открывать нечистую силу, оно никогда не испортитс€ до следующего года. –азумеетс€, речь идет о тех €йцах, что изготавливаютс€ из дерева и камн€, стекла, хрустал€ и фарфора и предназначены дл€ хранени€ в “красном углу" – перед иконами и лампадами.

 

 

 

 

“радици€ обмена крашеными €йцами на ѕасху имеет в –оссии давние корни. »звестно, что во времена правлени€ цар€ јлексе€ ћихайловича дл€ раздачи на ѕасху было приготовлено до 37 тыс€ч €иц. Ќар€ду с натуральными (куриными, лебедиными, гусиными, голубиными, утиными) крашеными €йцами были дерев€нные и кост€ные, резные и расписные. ≈стественно, своеобразным эталоном дл€ размера €иц из дерева, кости, фарфора, стекла, камн€ был размер €иц натуральных.

— самим "христосованьем" в ћалороссии соединено много суеверий, вроде, например, того, что если на первое приветствие "’ристос ¬оскресе" не ответить "¬оистину ¬оскресе", а задумать какое-либо желание, то оно непременно исполнитс€. ¬озвраща€сь после пасхальной заутрени домой, народ любуетс€ восход€щим солнцем, играющим на небе и раздел€ющим всеобщее ликование и природы и людей в возродившейс€ жизни. ¬ средней полосе –оссии дети поют песенку, обращенную к солнцу: —олнышко, ведрышко, выгл€ни в окошечко! —олнышко, покатись, красное, нар€дись и т.д.

 

ј старики расчесывают волосы с пожеланием, чтобы у них было столько внуков, сколько волос на голове; старухи умываютс€ с золота, серебра и красного €ичка в надежде разбогатеть, а молодые взбираютс€ на крыши, чтобы лучше разгл€деть, как будет играть и веселитьс€ красное солнышко.

¬ домах и хатах, ко времени возвращени€ семьи из церкви от заутрени, накрыт уже стол, уставленный всевозможными €ствами дл€ разговени€, особенным обилием отличающегос€ в ћалороссии, где плохой хоз€ин не уставит стол поросенком, колбасою, пасхою и крашенками, а о зажиточных помещиках и говорить нечего - нет возможности перечислить все €ства и пити€, которые украшают пасхальный стол.  ак в –ождество, так и в ѕасхальную неделю духовенство ходит по домам славить ’риста. ћирские люди - парни парти€ми человек 10-15 с запевалою или "починалыциком" во главе ход€т по деревн€м с волочебными песн€ми, напоминающими рождественские кол€ды, и распевают их под окнами, а иногда заход€т и в избу с целью угоститьс€. ќт хоз€ев обыкновенно волочебники получают и жареным и вареным или даже деньгами и дел€т все между участниками хора. »ногда партию волочебников сопровождает музыкант со скрипкою или дудою.

 

 

 

 

“акже ѕасха сопровождалась играми с пасхальными €йцами, которые составл€ли в –оссии одно из главных праздничных развлечений. ” слав€н известно несколько видов таких игр, однако наиболее массовым было катание пасхальных €иц – по земле с бугорков или со специальных лотков. —уть игры сводилась к тому, чтобы скатить €йцо с лотка и ударить им другое – из тех, что уже лежали внизу; когда это удавалось, человек брал себе €йцо с земли.

 
ƒревние традиции праздновани€ ѕасхи сохранились до наших дней. Ѕесчисленное множество людей вновь наполн€ет храмы во врем€ пасхального богослужени€, восстанавливаютс€ и открываютс€ посв€щенные празднику старинные церкви.  ак и столети€ назад, во многих семь€х в четверг на страстной неделе крас€т €йца а в страстную п€тницу дома полны запахов пекущихс€ куличей.
 

 вз€то на-privet.ru/user/madam-marfa/guestbook

–убрики:  ƒ≈ ”ѕј∆/ѕасхальный декупаж и декор
»нтересно
ћетки:  

ѕроцитировано 14 раз
ѕонравилось: 6 пользовател€м



“орнадо2112   обратитьс€ по имени ¬оскресенье, 22 январ€ 2012 г. 01:33 (ссылка)
готовимс€ к ѕасхе!
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
ѕерейти к дневнику

¬оскресенье, 22 январ€ 2012 г. 01:55ссылка
ну, не за горами этот праздник :)
Ќатали_золота€_осень   обратитьс€ по имени ¬торник, 06 ћарта 2012 г. 20:34 (ссылка)
ћного интересного в ћ  ,спасибо за науку мастерицам декупажа!!!
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
 

ƒобавить комментарий:
“екст комментари€: смайлики

ѕроверка орфографии: (найти ошибки)

ѕрикрепить картинку:

 ѕереводить URL в ссылку
 ѕодписатьс€ на комментарии
 ѕодписать картинку